Artemis (artemis_r) wrote,
Artemis
artemis_r

проект бюджета на 2012—2014 годы

Оригинал взят у dr_serbskij</lj> в проект бюджета на 2012—2014 годы

Оригинал взят у bogdan_63 в Главное — маневры! http://bogdan-63.livejournal.com/1897982.html
 В то время как наша политтусовка продолжает переваривать события 24 сентября, правительство внесло в Думу проект бюджета на 2012—2014 годы. Казалось бы, рутинный, скучный шаг, но на самом деле он говорит о проектируемом будущем страны куда больше, чем перестановки в правящем тандеме.

Сначала мне принесли материалы к заседанию правительства, где обсуждался проект бюджета. Надо отдать должное Минфину: он подготовил очень наглядные таблички, которые понятны даже старшекласснику. Выделю только четыре направления расходов бюджетной системы: национальная оборона, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение (расходы из всех государственных источников, включая местные бюджеты и социальные внебюджетные фонды, в % к ВВП). (Табл. 1).
 



Это не просто сухие цифры, это доктрина развития страны на ближайшие годы. Ее смысл, если говорить без всяких словесных уловок, очень прост: государство уходит из ЖКХ, образования и здравоохранения, оставляя за собой только самые минимальные обязательства, переориентируя свою заботу на укрепление национальной обороны. Я тоже считаю, что у нас должна быть сильная и боеспособная армия, но не ценой окончательной деградации человеческого потенциала. Ведь экономические перспективы не сулят на ближайшие годы рывка в росте доходов основной части населения, который позволил бы семьям хоть в какой-то степени компенсировать сжатие бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства, образования и здравоохранения.

Кстати, хочу обратиться к моим уважаемым коллегам, которые в поте лица работают над осовремениванием правительственной «Стратегии-2020». Вы предложили принципиальный бюджетный маневр: ДОБАВИТЬ 4% ВВП к расходам на образование и здравоохранение в увязке с СОКРАЩЕНИЕМ на 2% ВВП расходов на национальную оборону. Не кажется ли вам, что вы делаете работу, которая заведомо пойдет в корзину, как это произошло с мифической «Народной программой», разрабатывавшейся Институтом Николая Федорова?

Для чистоты анализа я посмотрел размещенный на сайте Минфина проект бюджета на 2012—2014 годы, который официально внесен в Думу. Там есть любопытная табличка, часть которой я хочу предложить вниманию читателей. (Табл. 2).



Во-первых, цифры немного не бьются с тем, что было роздано на заседании правительства. При этом появилась интересная деталь: два варианта показателей по силовому блоку, образованию и здравоохранению. Объяснение содержится в следующей цитате: «В основном варианте развития расходы на образование, с учетом возможных решений по увеличению заработной платы в бюджетном секторе в 2013—2014 гг., могут возрасти с 4,2% ВВП в 2011 году до 4,3% ВВП в 2014 году, расходы на здравоохранение повыситься соответственно с 4,2% ВВП до 4,4% ВВП. В консервативном варианте они могут понизиться соответственно с 4,2% ВВП до 3,8% ВВП».

Видимо, правительство все же не решилось впрямую объявить о своих намерениях в отношении социалки и подложило подушечку в виде «основного» и «консервативного» вариантов. Но даже если поверить в реалистичность первого из них, то увеличение финансирования образования и здравоохранения — чисто косметическое, а ЖКХ (кстати, без всяких вариантов) просто последовательно снимают с довольствия. При этом расходы на силовой блок практически безальтернативно резко возрастают.

Таким образом, несмотря на произведенные в последний момент корректировки, бюджет не поменял свою антисоциальную направленность. В этом смысле мы, как оказывается, нисколько не отличаемся от Греции, Великобритании или Ирландии, пытающихся именно таким образом свести концы с концами. Есть только две, но существенные разницы. Первая: об уровне социальных гарантий этих стран нам остается только мечтать. И второе: Россия не переживает долговой кризис, имея третьи в мире золотовалютные запасы, а также очень существенные доходы от продажи нефти и газа.

Таким образом, мы имеем дело просто-напросто с неумением найти разумное сочетание между потребностями национальной обороны и социального развития страны. Не поэтому ли Алексей Кудрин фактически напрашивался на отставку, не желая брать на себя ответственность за такого рода политику?

Будущий премьер-министр (имя его уже известно) в свое время был куратором так называемых приоритетных национальных проектов, которые позиционировались как начало прорыва в социальной политике. Может быть, пора вспомнить об этом?

Евгений Гонтмахер
член правления Института современного развития (ИНСОР)

http://www.novayagazeta.ru/data/2011/113/14.html


Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments