Нет слов.
http://www.novayagazeta.ru/news/58666.html
http://www.novayagazeta.ru/news/58689.html
http://www.novayagazeta.ru/society/52974.html
Потерпевшими от панк-молебна признаны те, кто раньше выступал свидетелями по делу: охранники храма, свечница и один прихожанин — член националистической организации «Народный собор», который ранее участвовал в скандальном суде над авторами выставки «Запретное искусство». Выступление группы Pussy Riot 21 февраля в ХХС, согласно материалам дела, доставило потерпевшим моральные страдания. Однако охранники ЧОП «Колокол», уводя девушек с амвона, в тот день не сдали их полиции и даже помогли донести сумки до выхода из храма, что, по мнению адвокатов, подтверждает, что они не страдали.
Адвокаты девушек Николай Полозов и Марк Фейгин утверждают, что следствие ангажировано: в основе постановления лежит результат лишь одной из трех проведенных психолого-лингвистических экспертиз. Фейгин уточнил, что в экспертизах ставился вопрос: имеет ли место мотив религиозной и другой ненависти в тексте песни «Богородица, Путина прогони» и видеоролике, выложенном в интернете. В первых двух экспертизах, проведенных ГУП «Центр информационно-аналитических технологий», установлено отсутствие мотивов ненависти. Однако следствие еще до окончания второй экспертизы инициировало третью: вопросы в ней были лишь немного переформулированы и задавались специалистам из других учреждений. И эта последняя экспертиза пришла-таки к выводу, что мотив религиозной ненависти имеет место. Выводы третьей экспертизы написаны специально под обвинительный приговор, считает адвокат Фейгин.
Возможно, дело о панк-молебне примет еще более крутой оборот. Два из семи томов дела отправлены в Следственный комитет на проверку по «экстремистской» 282-й статье УК РФ. Адвокаты предполагают: это делается, чтобы перестраховаться, если дело по статье за хулиганство вдруг развалится в суде. А если делу будет дан ход по статье 282, не исключено, что к ответственности могут привлечь и журналистов, освещавших выступление феминистской группы.
Из хроники 1 дня суда.14:50 Судья вернулась. Ходатайство Алехиной о возврате дела на доследование (в обвинительном заключении неполные данные о ней, например, нет характеристики, не учтено, как смягчаются обстоятельства содержания наличие малолетнего ребенка) — без удовлетворения. Ходатайство девушек об ознакомлении с вещдоками — ОТКАЗ. Ходатайство адвокатов о вызове свидетелей, экспертов, специалистов — преждевременно, ОТКАЗ. Ходатайство о свидании адвокатов и девушек — «время было предоставлено»: ОТКАЗ. Зато во время допроса потерпевших и свидетелй, изучения материалов дела будет запрещена фото- и видеосъемка — таким образом, судья УДОВЛЕТВОРИЛ только ходатайство стороны обвинения. «Принцип гласности не нарушен», — резюмирует судья.
15:52 Адвокаты обвиняемых Полозов и Фейгин заявили, что в таком виде обвинительное заключение рассматривать нельзя: «Очень много литературных эпитетов и нулевая юридическая составляющая».
20:32 Волкова заявляет отвод суду. В связи с обвинительным уклоном процесса, нарушением принципа состязательности сторон, отказом в вызове свидетелей и в установлении свидетелей, невозможности знакомиться с делом и проведения конфиденциальной встречи адвокатов с обвиняемыми, а также в связи с рассмотрением дела в «неурочное время».
20:12 Адвокаты обвиняемых сообщили, что ходят заявить отвод судье Марине Сыровой.
19:53 Истомин: «Я испытсла нравственные страдания. Звучала хула на Господа». Адвокат: «Конкретно?» Истомин: «Срань Господня, Богородица, стань феминисткой!...» Волкова: ««Срань Господня» — это идиоматическое выражение?».
19:52 Волкова — Истомину: «Вы с кем-либо их обвиняемых знакомы? Встречались ранее с Толоконниковой?» Истомин отвечает: «Да. На процессе у Самодурова»Адвокат потерпевших: «НЕ ОСКОРБЛЯЙТЕ ГОСПОДА В ЗАЛЕ СУДА!». Волкова пытается остановить подсказки адвоката другой стороны — и получает третье предупреждение.
19:49 Адвокат обвиняемых Волкова спрашивает Истомина, участвовал ли он раньше в судебных процессах в какой-либо роли? Судья снимает вопрос как неотносящийся к делу. Волкова: «Он участвовал в процессе над Самодуровым. Это — профессиональный потерпевший!»
19:05 Начался допрос второго потерпевшего Дениса Истомина. Он — активист националистического движения «Народный собор», по случайности оказался в Храме в момент выступления Pussy Riot. Кстати, Истомин уже принимал участие в судебном процессе над выставкой, вызвавшей неоднозначную реакцию в обществе — речь о выставке художников Ерофеева и Самодурова «Запретное искусство». Истомин на процессе был, как и тут, свидетелем. В деле Pussy Riot он из свидетеля стал, как и остальные, потерпевшим.
18:41 Вопрос Толоконниковой: «Является ли слово «феминистка» грубым?». Потерпевшая: «В Храме? Ну, да».
18:25 Снято шесть вопросов адвокатов подряд.
18:24 Адвокаты: — Вы обращались к психологам, врачам [по поводу моральных страданий — Прим. ред.]? Сокологорская: — Я православная верующая. Благодатная энергия Святого Духа в миллион раз сильнее психолога! Адвокат Pussy Riot: — Почему благодатная энергия Святого Духа не исцелила ваши моральные страдания? Судья Сырова: — Снят вопрос!
18:06 Судья отказывает в ходатайстве адвоката Волковой.18:03 Адвокаты просят огласить листы дела по допросу Сокологорской, адвокат потерпевших Лариса Павлова требует не устраивать фарс — «доказательствами является только то, что заявлял прокурор». Прокурор говорит, что по ст. 74 УПК объяснение не является доказательством. Волкова в ответ хочет зачитать ст. 74 — ей отказывают. Адвокаты обвиняемых коллективно настаивают, что сейчас с потерпевшие не давали объяснения, а подвергались допросу, что является принципиальным противоречием. Адвокаты потерпевших стоят насмерть, они ПРОТИВ ОГЛАШЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПОКАЗАНИЙ.
Хроники 2 дня суда:
11:11 Полозов — Цыганюку: «Вы знаете о банкетах...» Судья: «Снят вопрос!» Полозов: «Но вы даже не дослушали!». Судья: «А уже сняла!»
11:09 Цыганюк: «Бесноватые по-разному себя ведут: орут, об пол бьются, подпрыгивают иногда...» Адвокат Pussy Riot Полозов: «Танцуют?». Цыганюк: «Да нет». Вмешивается судья Сырова: «Хватит о бесноватых! Цыганюк не обладает медицинскими познаниями и не может ПОСТАВИТЬ ДИАГНОЗ»
11:05 Допрос Цыганюка переходит к адвокатам потерпевших. По ходу выясняют, что Цыганюк учился в семинарии. Суд переходит к обсуждению вопроса о бесноватости обвиняемых.
11:03 Вопрос обвиняемой Надежды Толоконниковой: «По определению РПЦ, богохульство есть «стремление оскорбить или подвергнуть поруганию Творца». Вы согласны?». Цыганюк: «Да». Толоконникова продолжает: «Возможно ли богохульство без намерения оскорбить?» Цыганюк: «Вы не так раньше вопрос задавали. Я такого не говорил...»
11:27 Алёхина: «Вы видели, как я крестилась спиной к алтарю?» Цыганюк: «Да, вы были в маске». Алехина: «Какого цвета маска?». Цыганюк: «Я не помню»
11:31 Рассматривается ходатайство прокуратуры об оглашении показаний Цыганюка от 4 мая. Адвокаты обвиняемых девушек возражают. Говорят судье: «Вы ычера нам отказали в точно таком же ходатайстве, сославшись на то, что потерпевший присутствует в суде лично!». Судья Сырова ходатайство прокуратуры удовлетворяет. Показания зачитывают.
11:27 Неожиданно Цыганюк спрашивает у девушек, что такое ЛГБТ? Его адвокаты возмущаются. Судья: «Дома расшифровывать будете!»
13:50 Судья Сырова: «Вы уже заявляли!». Адвокат Волкова: «Я все равно зачитаю текст отвода». И защитница перечисляет, какие на этот раз имеются основания для отвода: так, Сырова запрещает защите заявлять ходатайства, мотивируя это тем, что стадия заявления уже прошла (время заявления ходатайств в судебном заседании законом не мотивировано), в то же время, отмечает Волкова, стороне обвинения суд разрешает заявлять ходатайства в любое время. Кроме того, говорит Волкова, суд нарушает статью 3-ю Европейской Конвенции по правам человека, по сути создав для всех троих девушек пыточные условия. «Им не дают спать, им не дают есть, им не дают пить. Сегодня, - обратилась Волкова к Сыровой, — Вы не разрешили Алехиной даже съесть огурец». Защита в этой связи напомнила об известном судье из Тверского суда Алексее Криворучко, который в свое время отказался предоставить во время перерыва в судебном заседании Сергею Магнитскому кипяток, чтобы тот смог развести сухой паек. Кроме того, отмечает Волкова, суд препятствует конфиденциальным переговорам адвокатов с их подзащитными.
14:41 Надежда Толоконникова хочет заявить ходатайство, судья отказывает — «Не та стадия». Толоконникова: «А когда можно?». Сырова: «Когда наступит соответствующая стадия».
15:29 Вопросы охраннику ХХС Белоглазову от адвоката Pussy Riot Фейгина: «Какие инструкции существуют у ЧОП «Колокол» на случай хулиганства в храме?» Ответ: задержать нарушителя и передать в руки полиции». «Почему же вы отпустили девушек?» «Я не отпускал, а передал в руки другому сотруднику...» Из дальнейшего диалога выясняется, что девушки не показались охраннику чересчур опасными: «Вот если икону разорвут, то мы в полицию доставим, или в Кащенко...» Тут же вопрос Фейгина: «То есть, с вашей точки зрения, нарушение не было значительным?» Судья кричит «Вопрос снят!» одновременно с адвокатом Белоглазова, который к чему-то сообщает: «Согласно 51-й статье Конституции вы не обязаны свидетельствовать против себя!»
16:04 На обеденном перерыве в судебной столовой потерпевшие устроили скандал. Им показалось, что женщина влезла без очереди. Чтобы выгнать женщину из столовой , потерпевшие вызали тюремный спецназ!
19.08. Свидетель Потанькин поясняет, что не задержал девушек, так как на тот момент не мог определить точно, что они нарушили. К слову, до работы охранником он работал в правоохранительных органах, был участковым. Также он пояснил, что некоторое время после событий в ХХС чувствовал себя подавленным и даже не ходил поэтому на работу. Оказывается, Потанькин тоже опознавал Толоконникову вместо Самуцевич как девушку в белом с гитарой. На все вопросы по предварительному следствию и нестыковками с его нынешними показаниями отвечает твердо - не помню.
19.20. Адвокат потерпевших Павлова нападает на Потанькина: В течение трех-четырех минут был восстановлен порядок в храме?! А то, что сотрудница храма Аносова долго не могла считать деньги? То, что сотрудник храма не может принимать пожертвования - это как, нормально?
19.44. Оказывается, в первом объяснении Потанькин заявил, что не чувствует себя задетым. Тут же живо пояснил, что действия девушек его не затронули физически, не тронули меня. А уже в следующих показаниях - почувствовал себя оскорбленным! Зачитывают, как Потанькин опознал Толоконникову вместо Самуцевич. Свидетель поясняет: Оговорка! Я потом все правильно вспомнил.
20.20. Адвокат Павлова против оглашения: Белоглазова мы уже допросили, экспертиза не вызывает доверия. Адвокат Таратухин: Мы все подпишемся под тем, что сегодня теплый летний вечер. Замеченное Алехиной и адвокатами говорит только о небрежности и лени, а не о фальсификациях. А тома дела часто перешивают, это всем известно. И в экспертизе действительно может быть старая нумерация. Главное же - окончательная редакция. Прокурор возражает против ходатайства. Судья поддержала прокурора.
20.10. При оглашении заявленных прокурором страниц выяснилось, что нумерация страниц изменилась и первый том тайно потолстел на 102 листа! Прежняя нумерация сохранилась в экспертизе ГУП ЦИАТ. Адвокат Волкова просит ее огласить. Адвокат Полозов: вот фальсификации начали всплывать!
19.58. Мария Алехина: Показания потерпевших Белоглазова и Потанькина сделаны под копирку! В них одна и та же орфографическая ошибка в одном и том же месте! Адвокат Полозов: показания повторяются целыми абзацами, вплоть до опечаток. Например, амвон и авмон.Толоконникова поддерживает: показания Железова и Цыганюка также идентичны! Сторона защиты утверждает, что показания сфальсифицированы следователем20.30. Адвокат подсудимых Полозов: Допрос свидетелей обвинения закончен. Завтра начнется допрос свидетелй защиты, в том числе экспертов и специалистов. Ни одно из ходатайств по вызову в суд свидетелей защиты удовлетворено не было! Завтра мы еще раз подадим ходатайства, но шансов на их удовлетворение немного. Также после заседания пресс-секретарь суда сообщила журналистам, что суд не приветствует детальную трансляцию из зала заседаний. Если завтра подробная трансляция с цитатами будет продложена, судья может запретить использование телефонов и компьютеров в зале суда.