Artemis (artemis_r) wrote,
Artemis
artemis_r

Суета вокруг Тангейзера.

Дожили! В 21 веке по представлению РПЦ в Новосибирске снимается с репертуара постановка и увольняется директор театра.
При этом суд не нашёл в действиях Кулябина и Мездрича ни осквернения предметов религиозного культа, ни оскорбления чувств верующих и вынес оправдательный приговор. Постановка прошла с овацией. А в Новосибирскую оперу ходят совсем не любители пусек и Шарли. Кулябина пригласил к сотрудничеству Владимир Урин, который тоже вряд ли является фанатом Шарли.
Из-за чего же весь сыр-бор?

Чтобы разобраться в этом, надо сначала обратиться к сюжету оперы. В оригинале и в версии Кулябина.

Первый акт[править | править вики-текст]

Грот Венеры. Когда-то смертный Тангейзер проник сюда, добился любви Венеры и проводил жизнь в наслаждениях. Но теперь он тяготится этим состоянием и мечтает о земле, звоне колоколов и смене времён года. Он поёт песнь, в которой прославляет Венеру и чудеса её царства, но снова и снова просит отпустить его на землю. Его не пугают возможные тяготы — вечное наслаждение не подходит для смертного. Венера тщетно уговаривает Тангейзера остаться. В конце концов она в ярости говорит, что люди отвернутся от него и он сам, униженный, будет искать путь назад. Тангейзер призывает Марию, и при упоминании имени Богоматери Венера и её грот исчезают.

Тангейзер оказывается в долине под Вартбургом. Молодой пастух приветствует весну. Мимо проходит процессия паломников, направляющихся в Рим. Пастух просит помолиться и за него. Тангейзер в раскаянии думает о своих грехах.

Появляется охотничья процессия рыцарей. Когда-то Тангейзер поссорился с ними и гордо покинул их круг, но теперь они, особенно Вольфрам, готовы помириться и просят его остаться. Тангейзер долго отказывается, пока Вольфрам не упоминает Елизавету, которая после исчезновения Тангейзера затосковала и перестала посещать певческие состязания. Тангейзер соглашается принять участие в предстоящем состязании.

Второй акт[править | править вики-текст]

Замок ландграфа. Входит радостная Елизавета. Из её разговора с Тангейзером стоящий в глубине Вольфрам понимает, что не может надеяться на взаимность Елизаветы, потому что её сердце отдано Тангейзеру.

В зал входят гости, приглашённые на певческое состязание, они прославляют ландграфа, покровителя искусств. Ландграф задаёт тему для состязания — участники должны раскрыть в своих песнях сущность любви. Победитель получит награду из рук Елизаветы. Первым выступает Вольфрам, он воспевает чистую духовную любовь — преклонение, не требующее ничего взамен. Тангейзер отвечает ему, что без наслаждения любовь не имеет смысла. Вальтер фон дер Фогельвейде опять прославляет добродетель и источник любви, который теряет волшебную силу, если приложить к нему губы (в парижской редакции выступление Вальтера отсутствует). Тангейзер говорит, что можно питать почтение к далёким звёздам, но не стоит отказываться и от чувственного наслаждения тем, что находится рядом. Битерольф готов мечом защищать добродетель, оскорблённую Тангейзером, слушатели тоже возмущены словами последнего. Тангейзер окончательно теряет голову и говорит, что сущность любви знает лишь тот, кто побывал в царстве Венеры. Начинается скандал, возмущённые дамы покидают зал. От расправы Тангейзера спасает Елизавета, напоминающая всем, что Спаситель когда-то пострадал и за грешников. После этой речи Тангейзер в ужасе осознаёт, как он на самом деле оскорбил Елизавету. Ландграф приказывает ему отправиться в Рим вместе со второй группой паломников и получить прощение от папы.

Третий акт[править | править вики-текст]

Долина под Вартбургом. Елизавета с волнением ожидает возвращения паломников. Вольфрам наблюдает за ней в отдалении и надеется, что её молитвы будут услышаны. Приближается процессия, но Тангейзера нет среди возвратившихся. Елизавета молит Богоматерь о смерти, чтобы просить самого Бога о милости для Тангейзера.

Вольфрам остаётся один. Он поёт знаменитую песню о вечерней звезде, которая должна поприветствовать отлетающую душу.

Появляется Тангейзер в изорванном одеянии пилигрима. Он ищет путь назад в грот Венеры. По просьбе Вольфрама он рассказывает о паломничестве, о своём раскаянии и о жестокости папы, который сказал, что такой грех так же не может быть прощён, как не может расцвести его посох. После проклятия людей Тангейзер надеется найти утешение на груди Венеры. Вольфрам пытается воспрепятствовать этому новому греху. Появляется Венера, зовущая Тангейзера. Приближается похоронная процессия. Вольфрам говорит, что молитва Елизаветы будет услышана. Венера исчезает, Тангейзер умирает с именем Елизаветы на устах. Новая группа паломников рассказывает о чуде: в руках папы расцвёл сухой посох. Все славят милость Творца.


В версии Кулябина

ПЕРВЫЙ АКТ

Кинопавильон

Пролог

На время работы над фильмом «Грот Венеры» Генрих Тангейзер оборвал все связи с внешним миром, с друзьями и семьей, целиком посвятив себя съемкам. Тангейзер готовится к съемочному дню. Площадку постепенно заполняют актеры, статисты, осветители, гримеры, помощники режиссера.

Часть 1

Начинаются съемки финальной сцены «Грота Венеры» — прощание Венеры и Иисуса. Иисус хочет любой ценой освободиться из плена грота. Венера пытается удержать его сначала обещаниями вечной любви, затем угрозами и мольбами. Но Иисус стремится в реальный мир, он готов к испытаниям и смерти. В конце концов, он разрушает пространство грота, призвав на помощь имя своей матери Марии.

Часть 2

Тангейзер остается после съемки один на опустевшей съемочной площадке. Здесь его находят коллеги-режиссеры. Вольфрам, ландграф и все остальные уговаривают Генриха вернуться в Вартбург и выставить на конкурс свою новую картину. Тангейзер отказывается, но меняет свое решение, после того, как узнает, что это просьба его матери, главы фестиваля — Елизаветы.

ВТОРОЙ АКТ

Большой зал Вартбургского кинофестиваля

Часть 1

Накануне церемонии открытия Вартбургского кинофестиваля. Известие о скором возвращении Тангейзера придало Елизавете силы и надежду. Появляется Тангейзер. Он просит у Елизаветы прощения, она уверяет сына в том, что ее любовь к нему безоговорочна. Затем Елизавету приветствует ландграф, разделяющий ее радость по поводу возвращения блудного сына. Ландграф объявляет о скором открытии фестиваля.

Часть 2

На церемонию открытия кинофестиваля съезжаются гости. Ландграф приветствует участников и гостей торжественной речью. Начинается пресс-конференция. В центре сцены главный приз фестиваля — статуэтка в виде расцветшего папского посоха.

Режиссеры представляют фильмы конкурсной программы. Презентация картин Вольфрама и Битерольфа прерывается бесцеремонными провокационными комментариями Тангейзера. Содержание его собственного фильма «Грот Венеры» вызывает грандиозный скандал. Участники церемонии пытаются физически расправиться с Тангейзером. Только вмешательство Елизаветы останавливает разъяренную толпу. Скандал завершается вердиктом ландграфа, который объявляет Тангейзера персоной нон грата и ставит невыполнимые условия для его реабилитации и возвращения в Вартбург.

ТРЕТИЙ АКТ

Заброшенная съемочная площадка «Грота Венеры»

Часть 1

Несколько месяцев спустя. Вольфрам и Елизавета ухаживают за Тангейзером, который погружен в тотальную депрессию и потерял связь с реальностью. На короткое время Елизавете кажется, что Тангейзер приходит в себя, однако вскоре она видит, что сын по-прежнему ничего и никого вокруг себя не узнает. Елизавета молится о его исцелении и, отчаявшись, уходит. Тангейзер остается вдвоем с Вольфрамом.

Часть 2

После молитвы Елизаветы к Тангейзеру внезапно возвращается сознание. Вольфрам пытается заговорить с братом. В полубреду Тангейзер рассказывает фантастическую историю о долгом путешествии в Рим, большом церковном празднике и попытке вымолить прощение у Папы римского. Однако Папа отнял у него надежду, сравнив его душу с высохшим посохом, который никогда больше не зацветет. Во время рассказа Тангейзеру начинает казаться, что он снова на съемках. Прозвучавшее имя Елизаветы разрушает безумное видение Тангейзера. Он снова погружается в небытие.

ЭПИЛОГ

Церемония вручения главного приза Вартбургского кинофестиваля — статуэтки в виде расцветшего папского посоха.

По сути, в версии Кулябина старинная германская легенда превратилась в этический конфликт художника и общества. Если не выдёргивать отдельные моменты из контекста - то ничего пошлого, оскорбляющего религиозные чувства в этой постановке нет. В сцене с "Иисусом" в гроте Венеры присутствуют все аттрибуты съемочной площадки так, чтобы зритель понимал, что это - именно кино, а не Иисус. Скандальный постер, который объявили вообще афишей к постановке был элементом декорации и провисел на сцене 28 секунд.

Конечно, можно поговорить о том, что "можно было не переделывать", "можно было не снимать псевдоиисуса в гроте". Но на самом деле,  если ознакомиться с интервью Кулябина - то становится понятно, что для него эта версия интерпретации была практически единственно возможной. И все вызывающие претензии  детали были продуманы до мелочей именно с точки зрения замысла.

Первое. Зачем вообще надо было переделывать сюжет, не проще ли было дать Вагнера  в оригинальной версии?
Так вот - не проще. Кулябин - это режиссёр, для которого очень важна достоверность. Чувства и мотивации героев должны быть достоверными и понятными.
Не должно быть опереточных злодеев, которые делают зло  просто потому, что у них такое амплуа.

Вот Борис Годунов, например - очень достоверная опера, её не надо переделывать.

А Тангейзер? За что его травят?
Поводом для травли стал рассказ Тангейзера о своих любовных приключениях в гроте Венеры. современный человек искренне не поймёт, за что они все на него так взъелись.  Ну переел грибов, бывает.  Ну или молодец мужик. Причина травли совершенно непонятна. Без опереточных зладеев, которые травят Тангейзера просто потому, что они злые - не обойтись.

Следовательно, переделывать нужно. Нужно сделать  основной сюжетный конфликт понятным для современного человека.


Второе. Почему нужно было вводить тему  религии и Иисуса Христа?

Ну, во-первых, нужна была достоверная тема конфликта героя и общества. И конфликт должен быть именно этического свойства. Чужая личная жизнь людей особо не интересует. Что может быть настолько возмутительным? Педофилия, людоедство и прочая уголовщина явно не подходят. Остальное всё общество спокойно съест. Тем более - речь идёт о европейском обществе. А вот художник, преступивший границы в  своём творчестве - это подходит.

И во-вторых,  переделывая сюжет, режиссёр должен всё-таки оставаться в рамках оригинального текста оперы. Все арии должны оставаться как были. Это сцена в гроте Венеры с культом плотских удовольствий, состязание менестрелей, которое удалось переделать в кинофестиваль. Проклятие папы.  Это всё накладывает довольно жёсткие ограничения на сюжет.

Вряд ли можно было придумать какое-то другое решение.


Третье. Ну хотя бы в мелочах моэно было бы не усердствовать? Сцену в гроте как-то сгладить, убрать плакат?

Нет, и это тоже не подходит. С точки зрения достоверности - причины конфликта должны бьть понятны зрителю. Более того - зритель должен прочувствовать ту мотивацию, которой руководствуются гонители. Тангейзер - он по сюжету вызывает сочувствие. Его травят, он последние годы находится в беспамятстве, он умирает непрощённым. Тем не менее, опера должна вызывать именно противореечивые чувства по отношению к герою, а не сопли по Тангейзеру. Поэтому то зло, которое он сделал, показывается лицом, и в финале показан плакат как напоминание об этом, чтобы зритель не забыл.

Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments