Artemis (artemis_r) wrote,
Artemis
artemis_r

Об "интерактивных наказаниях"

Навеяно вот этой темкой:
http://community.livejournal.com/psy_baby/434653.html?thread=10721245

Большинство совершенно справедливо возмущены причиной наказания, но вот про само наказание что-то очень мало написано.
А до меня вот доперло, почему для меня сей вид наказания до такой степени неприемлем.
Дело в том, что постановку ребенка в угол можно назвать "интерактивным" методом наказания", т.е. когда ребенок фактически наказывает себя сам.
И в данном случае возможет 1 из 3 вариантов.

1. Ребенок понимает, зха что он наказан и действительно чувствует свою вину. Но в этом случае само наказание бессмысленно, поскольку воспитательная цель уже достигнута, и ребенок понял, что так делать нельзя.  Хотя в принципе это вариант самый щадящий. Хотя отдает мазохизмом.

2. Ребенок не чувствует свою вину, и наказующий пытается навесить на него это чувство вины ( "постой и подумай о своем поведении",  " и пусть тебе будет стыдно" и т.д.). Т.е. ребенку пытаются навязать некие чуждые для него мысли и выдать их за его собственные мысли. Понятно,  что результат "обдумывания" удовлетворит наказующего только если он будет такой, как угодно наказующему. Если ребенок скажет "да,  дорогой, родитель, я подумал, я - свинья, виноват, исправлюсь" - то все ОК. А теперь представьте, что вышел ребенок из угла и на вопрос отца, что он надумал за время стояния, горворит "да, папочка, я обо всем подумал , и пришел к выводу, что я - прав, а ты - мудила". Представляете себе реакцию папы? А веедь ребенок в точности выполнил приказ папы - постял, подумал о своем поведении, сделал выводы и озвучил их.

3. Ребенок опять же не чувствует свою вину, и взрослый его просто ломает. "Мне плевать что ты думаешь по поводу своей вины, но у меня есть средства, чтобы заставить тебя наказывать самого себя.  Это, конечно, честнее предыдущего варианта, по сути являющегося манипуляцией, но все равно противно и унизительно.

Есть и другие виды интерактиынйх наказаний,  от стояния на коленях на горохе до принудительных извинений, и все они по сути не менее омерзительны.

UPD: Да, кстати, исправление последствий содеянного, которое по сути так же является интерактивным методом воспитания я к наказаниям не отношу, и, соответственно гнусностью не считаю. Если я требую от ребенка вытереть разлитый чай, то я это делаю не для того, чтобы дать понять ребенку, как он плохо поступил или наказать его, а потому что а) пол должен быть чистым б) с какой стати его должна вытирать я?





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments