Artemis (artemis_r) wrote,
Artemis
artemis_r

Categories:

О детях, ответственности и развале СССР.

  Генка и Слава сидели на берегу реки.
   Штаны у Генки были закатаны выше колен, рукава полосатой  тельняшки
- выше локтей, рыжие волосы торчали во все  стороны.  Он  презрительно
посматривал на крохотную будку лодочной станции  и,  болтая  ногами  в
воде, говорил:
   - Подумаешь, станция! Прицепили на  курятник  спасательный  круг  и
вообразили, что станция!
   Славка молчал. Его бледное, едва тронутое  розоватым  загаром  лицо
было задумчивым. Меланхолически покусывая  травинку,  он  размышлял  о
некоторых горестных происшествиях лагерной жизни.
   Надо же всему случиться именно тогда, когда он, Славка,  остался  в
лагере  за  старшего!  Правда,  вместе  с  Генкой.  Но  Генке  на  все
наплевать. Сидит как ни в чем не бывало и болтает ногами в воде.
   Генка действительно болтал ногами и рассуждал про лодочную станцию:
   - Станция! Три разбитых лоханки. Написал бы просто: "Прокат  лодок"
- скромно, хорошо, по существу. А то "станция"!
   - Не знаю, что мы Коле скажем, - вздохнул Славка.
   - А я знаю. Мы скажем: "Коля, в жизни без происшествий  не  бывает.
Без них жизнь была бы неинтересной".
   - Без кого - без них?
   - Без происшествий.
   Вглядываясь в дорогу,  идущую  к  железнодорожной  станции,  Славка
сказал:
   - Ты лишен чувства ответственности.
   Генка покрутил в воздухе рукой:
   - "Чувство", "ответственность"!.. Красивые слова... Я еще в  Москве
предупреждал: "Не надо брать в лагерь малышей". Не послушались.
   - Нечего с тобой говорить, - ответил Славка.


http://knijky.ru/books/bronzovaya-ptica?page=1



Трудно вообразить себе, что дело происходит в детском лагере. вот такие они были -  советские дети первой половины XX века.  Можем ли мы себе что-то подобное предстаавить сейчас, в XXI веке?

Сейчас в лагере детей кормят, развивают, развлекают и т.д. Но при  этом взрослые за них решают, во сколько они должны вставать, делать ли зарядку, когда ложиться спать днём.
За ограду не выходить. Купаться - 10 минут по пояс, под присмотром 3 воспитателей на 5 человек.
Ответственность. Да, ответственность - за  доставку собственного туловища в столовую вовремя.
И это уже были реалии позднего СССР.

Относилось ли это только к детям? Конечно, нет.
Началось всё со сталинского авторитаризма. Я могу признать, что на том этапе это было необходимостью. Иначе  - было бы невозможно провести, как сейчас выражаются, крайцне непопулярные реформы, имеющие своей целью индустриализацию страны. что потом нам позволило победить в войне, пусть и с огромными жертвами.
Но в итоге, что мы получили?

Власть улетела далеко от народа.
Хрущёв душит последние ростки экономической свободы - уничтожает артели.
Да-да, при кровавом диктаторе Сталине в экономике были  артели. и были частники.  И экономика имела  некоторые рыночные черты.
После реформ Хрущёва - государство стало контролировать всё, вплоть до производства труселей.

В последующие годы закрепилась идеологическая доминанта партии.  Остатки народовлстия были уничтожены. А дальше -закрепился патернализм как государственная идеология.

смысл патерналисткой идеологии - государство закрепляет зха собой определённые социальные обязанности,  но при этом за вас решает,  чего вы хотите, к чему вы стремитесь. всё это привело  с одной стороны - к образованию гигантской пропасти между властью и народом. с другой - к появлению субкультуры кухонного протеста. Народ стал не созидателем, но приёмником  идеологии, которую ему навязывали сверху.  Т.е.  народ стал объектом управления, а не субъектом народовластия.

Но: объект не может нести никакой ответственности за свои действия.

Примерно то же самое насаждали в педагогике. Дети были  стали  объектом  воспитания.  в России  отличная школа психологии и педагогики.  и она основана на деятельностном подходе. Но что может сделать деятельностный подход, когда  ребёнка объявляют не субъектом, а объектом деятельности? Ничего.

У объектов деятельности отсутствует критичекое мышление - на то они и объекты.  объектам можно   давать идеи типа  всеобщей приватизации -  и они это примут. потому что привыкли, что дядя за них определяет....
Отсюда и некритичное восприятие ценностей запада, и  убийственное голосование за Ельцина, когда уже всем стало понятно, что он всё развалил.

Вопрос традиционный: что делать? На мой взгляд - возвращать   традиции народовластия.  Только не надо говорить, что плохой народ. Начать  можно с местного уровня. возрождение общин-коммун, которые распоряжаются выделенными средствами.
от общины - до  села, района, города, региона и т.д.
И в этом наше спасение, иначе - не выдюжим.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments