Генка и Слава сидели на берегу реки.
Штаны у Генки были закатаны выше колен, рукава полосатой тельняшки
- выше локтей, рыжие волосы торчали во все стороны. Он презрительно
посматривал на крохотную будку лодочной станции и, болтая ногами в
воде, говорил:
- Подумаешь, станция! Прицепили на курятник спасательный круг и
вообразили, что станция!
Славка молчал. Его бледное, едва тронутое розоватым загаром лицо
было задумчивым. Меланхолически покусывая травинку, он размышлял о
некоторых горестных происшествиях лагерной жизни.
Надо же всему случиться именно тогда, когда он, Славка, остался в
лагере за старшего! Правда, вместе с Генкой. Но Генке на все
наплевать. Сидит как ни в чем не бывало и болтает ногами в воде.
Генка действительно болтал ногами и рассуждал про лодочную станцию:
- Станция! Три разбитых лоханки. Написал бы просто: "Прокат лодок"
- скромно, хорошо, по существу. А то "станция"!
- Не знаю, что мы Коле скажем, - вздохнул Славка.
- А я знаю. Мы скажем: "Коля, в жизни без происшествий не бывает.
Без них жизнь была бы неинтересной".
- Без кого - без них?
- Без происшествий.
Вглядываясь в дорогу, идущую к железнодорожной станции, Славка
сказал:
- Ты лишен чувства ответственности.
Генка покрутил в воздухе рукой:
- "Чувство", "ответственность"!.. Красивые слова... Я еще в Москве
предупреждал: "Не надо брать в лагерь малышей". Не послушались.
- Нечего с тобой говорить, - ответил Славка.
http://knijky.ru/books/bronzovaya-ptica?page=1
Трудно вообразить себе, что дело происходит в детском лагере. вот такие они были - советские дети первой половины XX века. Можем ли мы себе что-то подобное предстаавить сейчас, в XXI веке?
Сейчас в лагере детей кормят, развивают, развлекают и т.д. Но при этом взрослые за них решают, во сколько они должны вставать, делать ли зарядку, когда ложиться спать днём.
За ограду не выходить. Купаться - 10 минут по пояс, под присмотром 3 воспитателей на 5 человек.
Ответственность. Да, ответственность - за доставку собственного туловища в столовую вовремя.
И это уже были реалии позднего СССР.
Относилось ли это только к детям? Конечно, нет.
Началось всё со сталинского авторитаризма. Я могу признать, что на том этапе это было необходимостью. Иначе - было бы невозможно провести, как сейчас выражаются, крайцне непопулярные реформы, имеющие своей целью индустриализацию страны. что потом нам позволило победить в войне, пусть и с огромными жертвами.
Но в итоге, что мы получили?
Власть улетела далеко от народа.
Хрущёв душит последние ростки экономической свободы - уничтожает артели.
Да-да, при кровавом диктаторе Сталине в экономике были артели. и были частники. И экономика имела некоторые рыночные черты.
После реформ Хрущёва - государство стало контролировать всё, вплоть до производства труселей.
В последующие годы закрепилась идеологическая доминанта партии. Остатки народовлстия были уничтожены. А дальше -закрепился патернализм как государственная идеология.
смысл патерналисткой идеологии - государство закрепляет зха собой определённые социальные обязанности, но при этом за вас решает, чего вы хотите, к чему вы стремитесь. всё это привело с одной стороны - к образованию гигантской пропасти между властью и народом. с другой - к появлению субкультуры кухонного протеста. Народ стал не созидателем, но приёмником идеологии, которую ему навязывали сверху. Т.е. народ стал объектом управления, а не субъектом народовластия.
Но: объект не может нести никакой ответственности за свои действия.
Примерно то же самое насаждали в педагогике. Дети были стали объектом воспитания. в России отличная школа психологии и педагогики. и она основана на деятельностном подходе. Но что может сделать деятельностный подход, когда ребёнка объявляют не субъектом, а объектом деятельности? Ничего.
У объектов деятельности отсутствует критичекое мышление - на то они и объекты. объектам можно давать идеи типа всеобщей приватизации - и они это примут. потому что привыкли, что дядя за них определяет....
Отсюда и некритичное восприятие ценностей запада, и убийственное голосование за Ельцина, когда уже всем стало понятно, что он всё развалил.
Вопрос традиционный: что делать? На мой взгляд - возвращать традиции народовластия. Только не надо говорить, что плохой народ. Начать можно с местного уровня. возрождение общин-коммун, которые распоряжаются выделенными средствами.
от общины - до села, района, города, региона и т.д.
И в этом наше спасение, иначе - не выдюжим.