?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  Генка и Слава сидели на берегу реки.
   Штаны у Генки были закатаны выше колен, рукава полосатой  тельняшки
- выше локтей, рыжие волосы торчали во все  стороны.  Он  презрительно
посматривал на крохотную будку лодочной станции  и,  болтая  ногами  в
воде, говорил:
   - Подумаешь, станция! Прицепили на  курятник  спасательный  круг  и
вообразили, что станция!
   Славка молчал. Его бледное, едва тронутое  розоватым  загаром  лицо
было задумчивым. Меланхолически покусывая  травинку,  он  размышлял  о
некоторых горестных происшествиях лагерной жизни.
   Надо же всему случиться именно тогда, когда он, Славка,  остался  в
лагере  за  старшего!  Правда,  вместе  с  Генкой.  Но  Генке  на  все
наплевать. Сидит как ни в чем не бывало и болтает ногами в воде.
   Генка действительно болтал ногами и рассуждал про лодочную станцию:
   - Станция! Три разбитых лоханки. Написал бы просто: "Прокат  лодок"
- скромно, хорошо, по существу. А то "станция"!
   - Не знаю, что мы Коле скажем, - вздохнул Славка.
   - А я знаю. Мы скажем: "Коля, в жизни без происшествий  не  бывает.
Без них жизнь была бы неинтересной".
   - Без кого - без них?
   - Без происшествий.
   Вглядываясь в дорогу,  идущую  к  железнодорожной  станции,  Славка
сказал:
   - Ты лишен чувства ответственности.
   Генка покрутил в воздухе рукой:
   - "Чувство", "ответственность"!.. Красивые слова... Я еще в  Москве
предупреждал: "Не надо брать в лагерь малышей". Не послушались.
   - Нечего с тобой говорить, - ответил Славка.


http://knijky.ru/books/bronzovaya-ptica?page=1



Трудно вообразить себе, что дело происходит в детском лагере. вот такие они были -  советские дети первой половины XX века.  Можем ли мы себе что-то подобное предстаавить сейчас, в XXI веке?

Сейчас в лагере детей кормят, развивают, развлекают и т.д. Но при  этом взрослые за них решают, во сколько они должны вставать, делать ли зарядку, когда ложиться спать днём.
За ограду не выходить. Купаться - 10 минут по пояс, под присмотром 3 воспитателей на 5 человек.
Ответственность. Да, ответственность - за  доставку собственного туловища в столовую вовремя.
И это уже были реалии позднего СССР.

Относилось ли это только к детям? Конечно, нет.
Началось всё со сталинского авторитаризма. Я могу признать, что на том этапе это было необходимостью. Иначе  - было бы невозможно провести, как сейчас выражаются, крайцне непопулярные реформы, имеющие своей целью индустриализацию страны. что потом нам позволило победить в войне, пусть и с огромными жертвами.
Но в итоге, что мы получили?

Власть улетела далеко от народа.
Хрущёв душит последние ростки экономической свободы - уничтожает артели.
Да-да, при кровавом диктаторе Сталине в экономике были  артели. и были частники.  И экономика имела  некоторые рыночные черты.
После реформ Хрущёва - государство стало контролировать всё, вплоть до производства труселей.

В последующие годы закрепилась идеологическая доминанта партии.  Остатки народовлстия были уничтожены. А дальше -закрепился патернализм как государственная идеология.

смысл патерналисткой идеологии - государство закрепляет зха собой определённые социальные обязанности,  но при этом за вас решает,  чего вы хотите, к чему вы стремитесь. всё это привело  с одной стороны - к образованию гигантской пропасти между властью и народом. с другой - к появлению субкультуры кухонного протеста. Народ стал не созидателем, но приёмником  идеологии, которую ему навязывали сверху.  Т.е.  народ стал объектом управления, а не субъектом народовластия.

Но: объект не может нести никакой ответственности за свои действия.

Примерно то же самое насаждали в педагогике. Дети были  стали  объектом  воспитания.  в России  отличная школа психологии и педагогики.  и она основана на деятельностном подходе. Но что может сделать деятельностный подход, когда  ребёнка объявляют не субъектом, а объектом деятельности? Ничего.

У объектов деятельности отсутствует критичекое мышление - на то они и объекты.  объектам можно   давать идеи типа  всеобщей приватизации -  и они это примут. потому что привыкли, что дядя за них определяет....
Отсюда и некритичное восприятие ценностей запада, и  убийственное голосование за Ельцина, когда уже всем стало понятно, что он всё развалил.

Вопрос традиционный: что делать? На мой взгляд - возвращать   традиции народовластия.  Только не надо говорить, что плохой народ. Начать  можно с местного уровня. возрождение общин-коммун, которые распоряжаются выделенными средствами.
от общины - до  села, района, города, региона и т.д.
И в этом наше спасение, иначе - не выдюжим.






Show media
Loading...



Comments

( 13 comments — Leave a comment )
rjadovoj_rus
Sep. 23rd, 2016 07:52 pm (UTC)
Пока гром не грянет...
artemis_r
Sep. 23rd, 2016 08:26 pm (UTC)
А что поделаешь?
rjadovoj_rus
Sep. 23rd, 2016 08:31 pm (UTC)
Готовиться надо
artemis_r
Sep. 23rd, 2016 08:32 pm (UTC)
К земле?
rjadovoj_rus
Sep. 23rd, 2016 09:01 pm (UTC)
К борьбе
deadman_alive
Sep. 24th, 2016 04:41 am (UTC)
Возможно и надо. Но, увы, реального механизма не вижу.
artemis_r
Sep. 24th, 2016 07:04 am (UTC)
Электронные технологии открывают много возможностей.
deadman_alive
Sep. 24th, 2016 08:15 am (UTC)
А в кресле, в большинстве случаев, оказывается то же, что и раньше.
artemis_r
Sep. 24th, 2016 08:20 am (UTC)
Потому что люди видят, что от них ничего не зависит.
Нужны механимы прямого народовластия. Но их нет, есть жалкие пародии типа "активного гражданина".
deadman_alive
Sep. 24th, 2016 08:55 am (UTC)
В том-то и дело, что между нужны и как это сделать - нерешимая, кмк, пропасть.
monetam
Sep. 24th, 2016 06:52 am (UTC)
Прменительно к взрослым верноЮ а применительно к детям - нет.
Все это народовластие основано на ответственности за принимаемые решения, а этого " народ" в массе своей не хочет. В сильно упрощенном виде это выглядит как " приватизировать квартиру и сдавать ее внаем без уплаты налогов хочу, а вот платить квартплату и разбираться в особенностях управления многоквартирным домом не хочу".
artemis_r
Sep. 24th, 2016 07:03 am (UTC)
Так если люди с детства воспитываются в духе "дядя за тебя решит" - оно так и получается.
Как создавались США? приехали колонисты, основали посёлок. На школу надо скинуться? Надо. На шерифа надо скинуться? Надо.
Сами скидывались, сами себе выбирали.

В итоге сотни лет прошло - а среднестатистический американец до сих пор понимает, что налоги, которые он платит - это та самая школа и тот самый шериф. Хотя народовластия у них и нет давно.
linia_o
Sep. 24th, 2016 04:33 pm (UTC)

Люди воспитываются - кем? Зачем народовластие, можно просто детей в садики-школы не отдавать, воспитывать самим и тогда уж не перекладывать результаты на других. Только не факт, что в итоге по-другому получится. Люди в принципе в большинстве ленивы и нелюбопытны. Вот и.

( 13 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com