Artemis (artemis_r) wrote,
Artemis
artemis_r

Церковная война

Отказ  священников экс- Московского патриархата УПЦ  отпевать  трагически погибшего 2-летнего мальчика  вызвал бурную реакцию как украинской, так и российской общественности.
Судя по всему,   ситуация является заранее спланированной провокацией. конечно, я не говорю о самой смерти малыша - такое безумное стечение обстоятельств не придумаешь:-(((((
Но в общем и целом механизм организации такой провокации понятен:
1. Берутся в оборот несколько похоронных агентств, которые "отслеживают" подходящие случаи. Желательно брать монополистов на определённой территории.
2. Происходит трагический случай с маленьким ребёнком, крещённым в  УПЦ КП. При наличии такого  случая - задача агентства взять на себя организацию похорон.
3. На похороны приглашается священник УПЦ МП с заранее известной непримиримой позицией по данному вопросу.
4. Раздувается скандал с погромами церквей скакуасами.
Таким образом, определённые силы подстроили провокацию, а специальным образом подобранные священнослужители - на неё насадились.

Что касается  самой возможности  отпевания ребёнка,  крещённого в КП, священником МП, то  тут, насколько я понимаю, надо разобрать 3 момента:

1) Считается ли ребёнок, крещёный в УПЦ КП вообще крещёным с точки зрения УПЦ МП? Если нет - то отсутствие крещения является практически непреодолимым препятствием к отпеванию.  Например, архимандрит Лука так не считает.  Почему - не оченьп онятно, поскольку в таких случаях используется Первое правило Василия Великого, которое гласит:

древние положили приимати крещение, ни в чем не отступающее от веры: посему иное нарекли они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками называли они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами – собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив кафолическую церковь: сие есть самочинное сборище. О покаянии мыслити инако, нежели как сущие в церкви, есть раскол. Ереси же суть, например: манихейская, валентинская, маркионитская, и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога. Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати; крещение раскольников, яко еще не чуждых церкви, приимати; а находящихся в самочинных сборищах исправляти приличным покаянием и обращением, и паки присоединяти к церкви.

вот здесь можно прочесть канонические комментарии, они все практически однозначны.
https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-svyatogo-vasiliya-velikogo-s-tolkovaniyami/1#1_1

Иными словами:
-  Если  имеются  непримиримые разногласия по основополагающим вопросам веры (таким, как Троица, Святой Дух,  Божественная природа  Иисуса) - то  представитель этой церкви считается еретиком, и его крещение нельзя принимать. Хотя  более позднее Седьмое правило второго собора  разрешает в  некоторых случаях частично принимать крещение в зависимости от  догматов конкретного еретического направления. Но это  - не суть. В пример приводятся пепузиане,  коорые отрицают Святой дух. А крестят во имя Отца, Сына и Святого духа. Понятно, что с точки зрения православия, во время  крещения без Святаго Духа  не происходит таинства.
-  Если имеются "технические" разногласия, которые касаются  некоторых церковных предметов (например, креститься двумя перстами или горстью) - то это  раскольник,  он является крещёным.
- Если  ни в основных догматах, ни в "технических" моментах  особых разногласий не имеется, а речь идёт просто о некоем священнослужителе, который удалён от священнослужения, покинул Церковь и служит самочинно - то его паства считается самочинцами, и они тоже являются крещёными.

Очевидно,  что филаретовцы являются, согласно этой классификации, самочинцами.  следовательно, ребёнок является КРЕЩЁНЫМ.

2) Возможно ли  отпевание  ребёнка, принадлежащего к самочинной церкви с точки зрения церковных канонов?
А вот на этот вопрос однозначного ответа нет.
Для христианских конфессий, не принадлежащих к православию, используют термин "инославие". Для  не христианских - используют термин  "иноверие".
На счёт этих вариантов  позиция церкви определена. Но не очень понятно,  можно ли считать самочинца православным, или его надо считать инославным.
И на этот счёт есть различные трактовки.
- Если считать ребёнка православным - то он должен быть отпет по православному обряду.
- Если считать ребёнка инославным - то  наиболее распространено мнение, что такого   человека нельзя отпевать по обычному для православных чину, но если доступен  священнослужитель той церкви, где он крещён - то желательно привлечь представителя именно этой церкви.
- в особых  случаях разрешается отпевать по особым правилам:
http://stavroskrest.ru/content/ob-otpevanii-inoslavnyh

Таким образом, оставаясь искренними и верными нашей Церкви мы не можем допустить ни поминовения усопших инославных за православной службой (на проскомидии или на ектениях), наряду с православными, ни отпевания инославных по православному чину. Но не встречаем препятствий к тому, чтобы православный священник по просьбе ли православных родственников, по отсутствию ли инославного духовенства или по иной какой причине, оказывал установленные церковные почести умершим инославным, в особенности тем, которые при жизни проявляли уважение к Православной Церкви, и в частном порядке служил по инославным особо составленные службы (отпевание и панихида) для утешения оставшихся родственников и вообще близких к умершему людей.

3) Вопрос икономии.

Икономи́я (от греч. οἰκονομία — устроение дома, дел) — в христианстве принцип богословия и решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. Противоположностью икономии является акривия.В частном случае, икономия — это неприменение канона или дисциплинарного правила там, где его настойчивое применение может вызвать соблазн и новый грех. Избежание таких последствий и является целью отмены пастырем епитимии за проступок. Икономия даёт пастырю возможность принимать решение, нарушающее букву церковного канона, но не противоречащее его духу.

Учитывая неоднозначность разрешения вопроса 2, сложнейшую политическую ситуацию и другие обстоятельства, какие-то спорные моменты логично было бы разрешить в пользу пострадавшей семьи.





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments